Урок-экскурсия «Я русский человек, и это с годами не проходит». Жизнь и творчество И.А. Бунина» в областном литературном музее имени И.С. Никитина.

23 января 2020 года учащиеся 7-х и 8-х классов нашей школы, а именно: Буданова Елизавета, Рычкова Валерия, Лангурт Маргарита, Дудкевич Надежда, Раздобарина Анастасия, Осетров Александр, Панин Денис, Потапов Дмитрий – под руководством учителя русского языка и литературы Софьи Валериевны Лукиной защищали честь нашей школы на городском педагогическом конкурсе «Урок в музее», который проходит в рамках большого фестиваля «От призвания к признанию – 2020».

Этот конкурс в этом году проходил в одном и важнейших культурных центров Воронежа и всего региона  – литературном музее имени И.С. Никитина. «Урок в музее» – это особое педагогическое  мероприятие с детьми. Обязательным его условием является использование экспозиций музея для более глубокого и прикладного изучения предмета, знакомства с литературным наследием Воронежской области. Конкурс призван, с одной стороны, дополнить и разнообразить учебную программу педагога, с другой  — приобщить учащихся и воспитанников к посещению музеев.

Урок-экскурсия «Я русский человек, и это с годами не проходит». Жизнь и творчество И.А. Бунина» был посвящен нашему земляку, чей 150-летний юбилей со дня рождения мы будем праздновать в этом году – Ивану Алексеевичу Бунину. В музее дети посетили несколько отделов. В первом зеле «Отроческие годы чудесные» учащиеся познакомились с детскими годами жизни нашего земляка. Увидели фотографии матери, старшего брата писателя – Юлия, дома в Воронеже, где родился писатель (ул. Большая Дворянская), а также  изображения, демонстрирующие жизнь Бунина в Елецком уезде ныне Липецкой области.

После знакомства с чудесными отроческими годами учащиеся погрузились в природный мир «Четыре настроения. Лики природы в творчестве Бунина». Очень трепетно относился к природе наш земляк. «Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно», – писал Бунин. Ребята отметили доминирующий мотив в творчестве писателя – синестезийный, который предполагает совмещение  различных органов чувств. К примеру, человек слышит звуки, но выражает свои впечатления через зрение, обоняние, осязание, вкус. Этот мотив они подтвердили костюмированным выразительным чтением и анализом стихотворений Бунина, посвященных разным временам года.

Поэзия Бунина неотделима от прозы – это единый текст, в котором Россия, ее природа, жизнь людей с их праздниками и буднями предстает во всей полноте. Следующий раздел, который посетили дети – «Антоновские яблоки». Рычкова Валерия выразительно читала отрывок из  лирического в высшей степени рассказа «Антоновские яблоки». Учащиеся во время чтения наслаждались неповторимым запахом антоновки, ее ни с чем не сравнимым вкусом.

Деление музея на отделы, посвященные жизни и творчеству Бунина, органично совпадают с биографией писателя, в которой отчетливо выделяются два периода: Одесский и Парижский. После «Антоновских яблок» мы  плавно переместились в одесский этап жизни нашего земляка – раздел художника и писателя: И.А. Бунин и Е.И. Буковецкий, где большое количество экспонатов посвящено художнику Евгению Иосифовичу Буковецкому – близкому другу И.А. Бунина. Ребята воочию увидели в  этом зале реалистично воссозданный кабинет Бунина в Одессе. Письменный стол, настольные часы, письменный прибор, реальная чернильница, картины друзей Бунина – Е.Буковецкого и П. Нилуса.

Заключительным объектом посещения для ребят стал парижский кабинет писателя. Внимание учащихся привлекли здесь  произведения (книги-оригиналы), которые Бунин написал в эмиграции: «Роза Иерихон», «Солнечный удар», «Божье древо», «Митина любовь». И, кончено, ребята не смогли пройти мимо Вечной Книги – Библии, которая была для Бунина настольной книгой в томительные годы разлуки с Родиной. Эта Книга Книг являлась для писателя неиссякаемым источником веры, мыслей, переживаний и поэтических образов.

Зримо представить  жизнь Бунина в Париже помогли учащимся и дневниковые записи писателя, и переписка с друзьями, и фото его парижской квартиры, интерьер который был весь скромный: кресло, картина на стене и в центре комнаты – письменный стол, заваленный рукописями. Этот факт еще раз подчеркивает полную самоотдачу писателя творчеству, которое было для него превыше всего.

На протяжении всего урока — экскурсии ребята охотно отвечали на вопросы учителя-экскурсовода, выражали свои оригинальные мысли, активно участвовали в дискуссиях. В конце урока учащихся ждала мини-викторина «Литературная яблоня»,  с которой они успешно справились.

От жизни великих людей, от веков, поколений остается на земле высокое, доброе и прекрасное. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И я надеюсь, что после нашего педагогического мероприятия  в музее оно останется в сердцах детей навсегда!

С.В. Лукина